Камень - Огонь - Солнце - Свет

Рождения солнечного героя из камня засвидетельствовано в эпосе многих народов и, по общему признанию, относится к числу архаичных".

У абхазов это солнечный герой Сасрыква:

"Мать нартов Сатаней направилась к берегу реки. В полдень она решила искупаться. Купаясь в реке, она увидела на противоположном берегу нартского пастуха. Он спал. Сатаней окликнула его, и он пробудился ото сна. Увидев ее, пастух пришел в сильное возбуждение: закипела кровь его, загорелся он страстью. Он бросился в реку, чтобы переправиться через нее. Но его попытки были тщетны. Трижды он бросался в реку, но разбушевавшаяся стремительная река всякий раз выбрасывала его на берег. Потерпев неудачу, пастух попросил Сатаней показать ему ее тело обнаженным. И только она исполнила его просьбу, как он, собрав все свои силы, крикнул и послал к ней "стрелу". "Подобно молнии, она сверкала, подобно грому, она сотрясала землю, подобно облаку, она затмила свет!" Сатаней, до сих пор не знавшая чувства страха, на мгновение струсила и укрылась за каменной глыбой. "Стрела" попала в камень, и на нем появился человеческий образ.

По совету пастуха Сатаней обратилась за помощью к могучему нартскому кузнецу Аинар-жьи, у которого правая рука - молот, левая - клещи, а левая нога - наковальня. Три дня трудился могучий кузнец. Вырубив каменный образ, Аинар-жьи вручил его Сатаней, наказав носить у тела. По прошествии указанного срока на ложе Сатаней был обнаружен новорожденный. Он лежал, не плакал, не издавал ни звука, как будто ждал чего-то. Тогда обратилась Сатаней к собравшимся женщинам: "Это дитя, рожденное чудесным образом, дитя, которое ни с кем не спутаешь, пусть будет названо именем Сасрыква! Что вы стоите, позовите Аинар-жьи! Аинар-жьи сам знает, что делать!" Нартский кузнец закалил Сасрыкву, напоил и накормил его".

Кабардинцы о рождении Сосруко рассказывают так:

"Тонкобровая Сатаней полоскала в реке белье. Она полоскала его там, где обычно чистила кольчуги. На другом берегу Псыжа пастух из нартского селения пас коров. Увидев Сатаней, пастух сперва застыл в изумлении, а придя в себя, быстро подошел к реке. Сатаней была прекрасна. Лицо ее было белое, а брови тонкие.

-Эй, Сатаней, красавица, несравнимая с другими красавицами! Подними свои глаза, посмотри хоть раз на меня! - крикнул пастух.

И Сатаней подняла глаза.

Загорелся пастух. Овладело пламя страсти к тонкобровой Сатаней, и с такой силой, что присела она в изнеможении на прибрежный камень.

В смятении она собрала кое-как мокрое белье и поднялась, чтобы пойти домой. Пастух из селения нартов сказал ей:

-Эй, Сатаней, красавица, несравнимая с другими красавицами! Твой женский ум превосходит мужскую мудрость. Зачем же ты оставила на берегу камень. Возьми его с собою.

Сатаней послушалась пастуха. Она отнесла домой тот прибрежный камень, на который присела, когда увидела пастуха. Дома она положила камень в ларь с отрубями.

Прошло некоторое время, и услыхала Сатаней шум в своем доме. "Откуда этот шум?" - подумала Сатаней и стала заглядывать во все углы. И странное дело: подойдет к камню поближе - шум сильнее, отойдет подальше - шум потише.

- Неслыханное чудо! - воскликнула Сатаней и приложила ухо к камню. Внутри камня кипело: от того-то и слышался шум. Камень становился все больше. Сатаней обмотала его шерстяной нитью. Через три дня нить оборвалась. Снова Сатаней обмотала камень, и снова оборвалась шерстяная нить.

- Бог жизни Псатха, счастье мое! - крикнула Сатаней. - Да этот камень становится все больше и больше! И она положила камень в теплый очаг.

Девять месяцев и девять дней пролежал камень в теплом очаге, и с каждым днем он становился все больше, все горячее. Он раскалялся, он пылал огнем.

Сатаней побежала к Тлепшу, богу-кузнецу...".

Далее передается пространный диалог Сатаней и Тлепша, не имеющий прямого отношения к сюжету. Сатаней приводит бога-кузнеца к себе и показывает ему огненный камень. "Тлелш отнес пылающий камень в кузню. Сатаней пошла за ним... Тлепш изо всей своей могучей силы ударил по камню молотом. Семь дней и семь ночей работал бог-кузнец... Наконец камень треснул, осколки разлетелись и выпал из сердцевины камня пылающий ребенок. Да, тело этого мальчика пылало, искры летели от него, и пар клубился над ним. Сатаней, как это делает всякая мать, хотела прижать новорожденного к своей груди, но вдруг закричала громким криком: она обожгла себе руки, ребенок упал на подол ее бешмета, прожег подол и скатился на землю.

Тлепш схватил огромными клещами ребенка за бедра и окунул его в воду. Вода зашипела, и заклубился пар. Семь раз окунал бог-кузнец раскаленного ребенка в воду, и семь раз вода закипала.

Так Тлепш закалял ребенка, закалял до тех пор, пока тело его не превратилось в булат. Только бедра остались незакаленными, потому что они были схвачены клещами.

- Теперь бери своего булатного мальчика,- сказал Тлепш осчастливленной Сатаней...

...Так в доме Сатаней, рассказывают люди, появился ребенок по имени Сосруко - Сын Камня".

А вот осетинский вариант:

"На берегу широкой реки стирала Шатана белье. Глядела она, глядела на прозрачную воду реки и захотелось ей искупаться. Закончила она стирку, разделась и вошла в воду. А на другом берегу пас стадо молодой пастух. Красива была Шатана, сверкало на солнце ее белое тело. Увидел пастух Шатану, и такая страсть охватила его, что пошел он к ней через реку. Но владела Шатана тайной силой, направила она на себя реку, и вода скрыла ее. А пастух в изнеможении опустился на камень.

Шатана видела все это. Приметала она камень и стала считать дни. Когда пришло время, привела Шатана на берег реки небесного кузнеца Курдалагона и сказала ему:

- Поклянись, что никому не откроешь то, что я тебе поведаю. Поклялся Курдалагон, и тогда Шатана попросила его разбить своим тяжким молотом камень. Только раз ударил молотом Курдалагон, треснул камень - и вынули оттуда новорожденного младенца. Дала ему Шатана имя Сослана, что значит "из утробы камня рожденный".

Вайнахский вариант самый лаконичный:

"Одна девушка доила коров; близ того места, где она доила, был синий камень. Один молодой человек, любивший эту девушку, сел на этот камень и, глядя на нее, пришел в возбуждение, отчего с ним произошло что-то, и от этого в камне образовался зародыш Сеска-Солсы. Об этом знала святая женщина Села Сата; она пошла, разбила камень и взяла оттуда Сеска-Солсу".

Несмотря на некоторые разночтения во второстепенных деталях, все эти версии указывают на то, что "солнечный герой" чудесным образом рождается из камня. Причем, в кабардинском и осетинском вариантах усиленно подчеркивается "огненная" природа героя.

Мы наблюдаем взаимосвязь трех субстанций - солнца, камня и огня.

Древние люди развернули целую каменную индустрию и нет никаких сомнений в том, что камень долгое время являлся главным и универсальным материалом, с помощью которого человек обеспечивал свою жизнь.

Итальянский 'Бог-Солнце' .

Когда мы говорим "камень", следует уточнить, что речь идет преимущественно о кремне. Кремень - это очень твердый, но ломкий камень(старинное выражение -'крепкий как кремень' ), встречающийся повсеместно в меловых и известняковых отложениях. У кремня есть еще одно характерное свойство, кроме легкости в обработке - при ударе по нему твердым предметом, тем же камнем, высекается яркий сноп искр. Из-за этого своего свойства кремень до сих пор используется в зажигалках. За тысячелетия "каменного века" люди не могли не научиться зажигать огонь с помощью кремня. Это открытие привело к почитанию камня, породило культ огня через культ камня. Темный, холодный Отец, камень, порождает из себя яркое сияние - Сына.

В кабардинском варианте про камень и про ребенка, извлеченного из него, говорится в таких эпитетах: "горячий"; "раскаляющийся"; "пылающий огнем";"огненный камень"; "пылающий камень"; "пылающий ребенок"; "прожигающий" и т.д. Этимология же их имен дается иная : Сос+руко - "Сын Камня" ; Сос+лан -"из утробы камня рожденный". Тоесть, перед нами образ огня, появившегося из камня.

Знаменитый готский Сисбут оказывается " Сын Бута-Камня " , а Исис -Исус иудео-христианское "Сын Сына" . Почему ? Иегова -Яхве принимал облик пламени и выходил из куста алого вереска -Эрика , который Эрик-Ярик- Огонь был сыном Бута-Камня . Исус же полагается сыном Иеговы . Вот она троица :

Твердый , основательный , надежный , холодноватый - Бут Прародитель Всего .

Яростный , неудержимый, чувственный , горячий Эрик-Ярило , Огонь - Сисбут .

Третий - эфемерный , неуловимый , призрачный Дух, Светлая Сущность , не очень пригодный к конкретному использованию Сын Сына - Исис .

Палеонтологи отмечают , что с эпохи ориньяк (30-18 тысяч лет назад), когда землю уже заселяли люди современного типа, кроманьонцы, древний похоронный обряд дополняется полной или частичной кремацией (сжиганием трупов), наряду с которой существовали и погребения "в камне" - то есть трупы или обкладывались камнями, или для них вырубались чашевидные ямы в скале. Захоронения в недрах скал по времени намного древнее кремации, но "моложе" погребений с ориентацией на восток, в сторону восходящего Солнца. Изыскания археологов подтверждают это мнение. Следовательно, предки "возвращали Огонь Камню ".

Далее ученые отмечают , что поклонение Солнцу, как древнейшая форма религии, выявляется даже среди неандертальцев, которые хоронили своих умерших сородичей головами в сторону востока. Иногда могилы-неандертальцев оказывались забросанными охапками цветов, а трупы окрашены красной охрой, символизирующей огонь, кровь, жизнь. Сам факт, по мнение исследователей , означает что неандертальцы хоронили соплеменников, соблюдая при этом какие-то ритуалы, свидетельствует о вере в загробную жизнь, а такая вера должна была сопровождаться описаниями "пути в страну мертвых", различных аспектов "загробного существования" и т.д. Без "описательной стороны" любой культ бессмысленен и, более того, невозможен. Следовательно, у неандертальцев должно было существовать что-то наподобие мифологии, которая есть словесное объяснение ритуалов и обрядов.

Обратимся к мифам других народов. У индейцев племени сиу в Северной Америке в качестве божеств, воплощающих мистическую животворную силу, почитались Камень (Инь-ян) и Солнце (Ви). У тех же сиу крылатые духи вак-иньян олицетворяли собой как огонь (вак), так и камень (иньян).

В мифологии государства Набатеи Бог солнца Аарра с прозвищем "душара" ("владетель Шары", где Шара - округа столицы Набатеи - города Петры) рождается девой-камнем.

В китайской мифологии бог солнца Дун-Цзюнь (или его воплощение Дун-Вангун), белокурый, красавец, мчащийся по небу в колеснице, запряженной конями, живет, как многозначительно подчеркивается в сказаниях о нем, в каменном доме, что семантически равнозначно камню.

В древнейшем корейском мифе Солнце рождается из скалы, с которой сочетался морской дракон.

В мифах меланезийцев островов Банке и Новые Гебриды культурный герой, давший людям огонь, рождается матерью-камнем.

В мифах минахасов (Западная Индонезия) мать солнечного бога Тоара Лумимуут рождается из "большого камня, стоявшего посреди пустынной земли".

В мифах Кечуа сын солнца и божественный первопредок правителей инков Манко Капак появляется на земле из каменной пещеры (каменная пещера, каменная гора, скала - мифологические вариации единого образа Камня).

В мифах Океании герой Мауи, установивший ход светил, повелевающий солнцем и подаривший людям огонь, появляется от духа через камень и живет в каменной пещере.

В мифах армян Михр (Мгер), чье имя восходит к Митре - бог небесного света и солнца. После целого ряда земных подвигов добровольно заточает себя внутри скалы, где и пребывает при пламени негасимой свечи. Здесь налицо мотив возвращения Михра (солнца) в материнское лоно (скалу, камень).

В мифах микронезийцев островов Гилберта фигурирует На-Реау ("господин паук") пребывающий в камне. Он приказывает своему внуку сотворить солнце.

В мифах меланезийцев бог-демиург (творец) Нденгеи, создавший светила и разделивший время на сутки, рождается из камня.

В античной Греции символом и олицетворением солнечного бога Аполлона считался священный камень Омфал, находившийся в Дельфах, в святилище этого бога.

В мифах монгольских народов божество огня Отхан-Галахан порождается Отцом-Железом и Матерью-Камнем. В данном случае бросается в глаза несомненная и прозрачная связь мифа с технологией высекания огня из камня с помощью железа.

В мифах микронезийцев Каролинских и Маршалловых островов небесный дух Пелюлоп магической силой раскаляет камень, разрывает его на части и создает из его кусков солнце, луну, звезды.

В мифах бурят божество огня носит имя Сахядай-нойон. Это имя является производным от глагола "сахиха", передающего действие при высекании огня из камня.

В японской мифологии богиня солнца Аматэрасу при оскорблении прячется глубоко в каменную пещеру.

В мифах меланезийцев островов Новые Гебриды культурный герой Тагаро, давший людям огонь, появляется из расколовшегося камня.

В мифах индейцев кайова центральный персонаж Пляски Солнца Тай-ме изображался в виде камня или каменного человека.

В мифах микронезийцев острова Палау культурный герой Тмелогод, давший людям огонь, рождается из камня.

В мифах чибча-муисков Фомагата ("чужой огненосный бог") считается сыном или потомком солнца и обладает способностью превращать людей в камни.

В мифах сибирских народов (нанайцев, орочей, сроков, ульчей, удэгейцев) Хадау является мужем богини солнца и распоряжается огнем, который он подарил людям. В камне (или в каменной люльке) совместно с супругой нянчит души шаманов.

В мифах монгольских народов грозный бог Хан-Харангуй, муж девы-солнца, рождается из расколовшегося камня и считается свирепым воплощением пламени.

В армянской мифологии персонифицированный огонь - Хур высекается из камня самим Сатаной.

В мифах ойротов рассказывается о персонаже по имени Цогтайхан, который, в качестве выкупа за свою жизнь, открыл демону секрет извлечения огня из камня.

В мифах южноамериканских муисков бог солнца Бочика превращает орла (свою "животную" ипостась) в скалу.

В мифах микронезийцев Маршалловых островов у культурного героя Эдао, добывшего людям огонь, есть "двойник", "замена для духов" -камень.

     Хочется привести один занимательный случай, чтобы показать как распознать утерянное значение "языческих" топонимов и патронимов, адаптированных христианами .  На Юго-Западе Ирландии есть любимое альпинистами гористое место, где одна из скал-гор называется Ботхан-Ботан-Бутан ( Скала Бог, Божья Плоть ) .  Ее квадратный выступ зовут "Мозг" . Это могло бы показаться малозначительным если бы не тот факт, что у ирландцев есть известный святой Ботан -Bothan и храм его имени.  Впервые о храме упоминается в 1176, а затем в  1275 году некий Bagimont , значение чьего   имени  уже само по себе означает " Скала Бык-Бог ",в своем "свитке" снова вспоминает о нем .  А если добавить, что в период становления христианства были созданы "инструкции" ( они сохранились до наших времен), предписывающие мисиионерам и "крестителям" ,когда требуется , напрямую присваивать и адаптировать языческие святыни и культовые понятия, то можно смело сказать, что священная гора язычников Ботан-Бутан превратилась у христиан в святого с таким же именем, а местом поклонения стал каменный Храм, заменивший Гору .

Но не сразу Храмы стали отдельными от Скалы-Тела частями. В Петре-Батре-Бутре   целый храмовый комплекс остался частью горы, сохранив и самые деревнейшие культовые святыни - природные каменные Столпы.  Не отставала и Индия, Малайзия.  Да и при выборе  места для основания  Рио де Жанейро, инстинктивно базировались на  на том же принципе( очень возможно, что  это влияние иезуитов )  . Схожи каменные столпы эфиопов и азиатской Петры .

Уж больно полуостров напоминает Сфинкса, лежащего у воды .  Всвязи с этим стоит вспомнить, что множество статуй изваянных в горах и скальных святилищ , уничтожено потомками как это было сделано совсем недавно в Афганистане со статуями Будды, которым около 2000 лет, в Бамиане.

Вот та же скала в Рио. Присмотритесь к ней.  Или вот еще одна история. Етсь данные, что персы высекли в горах гигантского крылатого быка. Но, где он ? Остались лишь наметки и догадки.

      

Местами в горах можно только догадываться о наличии там когда-то изваяний или "Икон" как в Архызе рядом с Ильинским храмом.  Есть однако места в Малой Азии, где можно найти следы раннего православия, хотя уже и доработанные христианами и иудеями позднее. Каппадокия! В деревне Черем в 4 веке д.н.э. до 13 века н.э. в горячем тешпе текла жизнь монастыря. На скале находились церкви, часовни, столовые, сидельни.  Там расположено 6-7 этажное здание 'Монастырь монахов'. На первом этаже монастыря располагалась столовая, кухня, несколько комнат; на втором этаже есть разваленная часовня для прогулки; на третьем этаже (вход в туннель) церковь и 4 столба и в 3 ряда из абциссы.  В церкви прямо на скале сделаны фрески "Исы" . Между этажами монастыря находятся связывающие туннели. Во время опасности, как подземно и так и в городе, туннели закрывались камнями. Вы найдете здесь и часовню Святого Басыля( Басиля-Басилевса-Батиля) и Святой БарбарыОчень интересна Церковь Йыланлы (Святого Онупхриуса). Сохранились фрески с изображениями, как говорят, Исы возле церкви, Святого Онесимуса, воюющего с драконами "Святого Георгия" и Святого Теодора, Елены держащей крест и ее сына Константина, обнаженного, длинноволосого, стоящего возле пальмы, Святого Онупхариуса (Онупху Ра- Анупу), возле Святого Томаса и с книгой в руках Святого Басыля ( Бата). Как видим, египетская "Сказка" о двух братьях Анупу и Бата оказывается родоначальницей раннехристианского Культа т.к. существует сказание, что в I веке д.н.э. в одной из Египетских пустынь проживали люди, называвшие себя 'Хермит', которые посвятили свои жизни религии. Последним Хермитом был Святой Папхнутиус. Чтобы изучить жизнь и образ жизни Хермитов, он ушел в Египетские пустыни в 4 веке д.н.э. и встретил церковь Святого Онупхриуса. Святой Онупхриус умирал на руках у Святого Папхнутиус.

    Это Новый Афон .  От индуистских и  тибетских горных храмов  мало чем отличается. Главное что Афон=Атон и сей факт мало кто оспаривает из филологов. 

В Каппадокии можно увидеть Земляные пирамиды на растоянии 1 км от развалин Зелве. Также здесь находится часовня Азиз Семона ( название то какое! Но говорят о живших в тех местах ..."иудеях").  В двух километрах от Гореме-Аванос образуются три долины развалин, здесь самое большое количество земляных пирамид. В конце 9  и 13 в.в. это место являлось центром населения "христиан". До 1952 годаа в долине были заселены монастыри, церкви, туннели, все деревянные сооружения.  Можно узнать, что Церковь Чавушин была построена в честь Императора ...Нижепхорис Пхонас( еще одно "христианское" прозвище ) в 964-965 г.гг. Как и в других церквях этой местности, говорят сегодня,  здесь описывалась жизнь .....Инжиля ( Энлиль!?) и Исы.

Индокитаю, где арийские традиции еще не изжиты,  повезло больше. В горном храме Дамбула сохранилось более 200 статуй Будды. 

  Главная святыня Парфенона наверняка хранилась и до сих пор остается ... под Горой ( так же как у инков, майя  и ацтеков центром было подземелье пирамиды, пещера под

ней) . Хотя до арийцев-индусов все же всем остальным очень  далеко . Вот уж где Бут-Бутха соответствует Горе-Скале ! Просто удивительно похожи скальные части Акрополя и буддистского пещерного храма первого века нашей эры (?!). 

Даже самые молодые, арабы, не смогли избавиться от Бута. Их излюбленный Храм 6-7 веков  в Иерусалиме зовется "Храм-Дом Скалы-Горы ". И, буквально и дословно,  Старец-Гора там и храниться т.е. то , что  осталось на сегодня от

 

него ,   там в "гробнице" лежит вершина  Скалы . В отличие от Иерусалима, Кааба в Мекке напоминает и оказывается "колыбелью младенца" -   Бута-Камня, осколка метеорита или, оплавившегося и спекшегося в целое от его удара,  комка песка в пустыне.

     Фригийцы тоже строили свои Храмы по единому в Ойкумене принципу - Храм Тело господа Бут и составляет со Скалой общее целое. 

 Это еще один Храм в пещерах, зовущихся  Бату . Храм посвящается  Богу Мургану . Почти или реально Морган- Моргана.

Среди северных арабских племен очень сильно было распространено почитание бетилов ('бейт-ил' - 'жилище Бога') - вертикально поставленных камней, в которых воображение часто позволяло угадать существо, напоминающее человека. Небольшие бетилы перевозили на верблюдах  вместе с племенем. Современные иследователи полагают, что крупные каменные монолиты причудливой формы, созданные ветровой эрозией, одиноко стояли в степи на своих постоянных местах и сильно действовали на воображение своим загадочным видом и необъяснимостью появления вдали от скал и гор. Эта традиция странным образом и лингвистически ( по французски "бутт" есть "холм-скала", а "бютт ( помните "бюст-бютх") " женские груди")  сочетается с французской.

 

 

 
Когда 'Спящий' проснется - Рожденный в 'Лотосе'
По следам Предков
Патронимиада - Дом Рау Боутов
Творцы Будущего из Прошлого
Вспомнить все
Патронимикон - Дом Царя Человеческого
Патронимикон - Дом , Баит, Иудейский
Патронимикон - Дом Рове Бутеса
Моё Имя "Стертый Иероглиф"
'Момент Истины'
По следам Предков - Тень Змея.
Новости
Персонал
Гостевая
 Copyright © rabbat23Rabbat@list.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3