Кибела

Своими истоками культ Кибелы восходит к неолитическим культурам древнейших обитателей Анатолии (датируемым VII-VI тыс. до н. э. и охватывает период с XIX по VII вв. до н.э. на весьма обширных территориях от центральной Анатолии до Северной Сирии. Хурритско-лувийская богиня Кубаба, почитавшаяся с нач. II т.л. до н.э. на обширных территориях от центральной Малой Азии до Северной Сирии и около XV - ХIV вв. до н.э. включенная в пантеон хеттов, являлась более близкой по времени предшественни-цей Кибелы. Мнение о том , что культ Великой фригийской Матери не получил широкого распространения в греческих полисах , не верно . Мы наблюдаем этот же культ в Дионисиях в мужской форме , как и ритуальное самооскопление жрецов Афины Паллады .

 Кибела (лат.CYBELE, MAGNA MATER), в античной мифологии богиня материнской силы и плодородия, имевшая фригийского происхождения, которая также носила имена: Кивена, Диндимена, Идейская мать, Великая мать богов. В мифе Кибела также именуется Агдистидис, и Катулл отождествляет ее с Реей. Мифы о Кибеле связаны с именем Аттиса, который был ее культовым спутником. Богиня требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини. На золотой колеснице с зубчатой в виде башни короной на голове Кибела появляется всегда в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер. Она владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие. Культ Кибелы был введен в 204 году до н.э., в конце Второй Пунической войны. Культ Кибелы слился с чисто римским представлением о богине посевов и жатвы Опс. Празднества в честь Кибела стали наиболее пышными уже в эпоху империи, когда особое развитие получил религиозный синкретизм. Тогда Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства.

В Риме Кибела обретает вторую родину. Расцвет и наибольшая популярность фригийского культа приходятся на период империи, а запрет на его отправление, обусловленный окончательной победой христианства, был положен эдиктом императора Феодосия (80 г. н. э.). К IV в. н.э., представ своеобразным синкретическим символом язычества, культ превратился в один из главных соперников христианства наряду с религией Исиды и митраизмом.
С.В. Ешевский находил прямую связь между распространением восточных верований на Западе и упадком греко-римской религии, начало которого исследователь относил к концу республиканской эпохи.

Большую ценность представляют свидетельства Овидия , единственного автора рубежа двух эпох: республиканской и императорской, который описывает ритуал омовения храмового образа Великой матери богов, отправляемый в последний день весеннего праздника в Пессинунге, в Риме же надежно засвидетельствованный после Клавдиевской реорганизации культа в качестве важнейшей церемонии Великого Мартовского празднества. Тит Ливий передает полную и связную традицию об официальном утверждении культа в Риме в 204 г. до н. э.
Важность сборника "Орфических гимнов", содержащего философско-ритуальные воззвания к Матери богов Рее, Гее, демоническим спутникам и оргиастическим служителям Великой малоазийской богини-матери, куретам и корибантам, состоит как в передаче всего многобразия эпитетов божества, так и в мелких ритуальных деталях , данных в предваряющих гимны пометках.
Образ хурритско-лувийской богини Кубабы, является более близким по времени предшественником фригийской богини. Её имя, в греческом языке передаваемое как Кubele (Kubebe, Kubeke, Кubelis) впервые встречается в документальных свидетельствах нач. II тыс. до н.э. Богиня хурритов и лувийцев прежде всего государственное божество, покровительница города и права имя. Именно в таком качестве будет почитаться и Кибела но Фригийском и Лидийском царстве. Кубаба включается в пантеон хеттов как одна из богинь завоеванных хеттами сирийских земель. В документах царских хеттских архивов она именуется госпожой Кархемыша,

Очередная волна миграций ряда индоевропейских племен приводит к падению хеттской державы. Хорошо известно, что в периоды децентрализации возрастает роль местных центров, что в религиозной жизни отражается в усилении местных культов. В случае с Кубабой следует принимать во внимание факт политического возвышения Кархемыша, ставшего центром вновь созданного объединения племен, входивших некогда в союз под предводительством Хаттусы. Авторитет новой столицы возвышает и давнюю покровительницу города -"Великую царицу Кархемыша" - Кубабу, культ которой быстро распространяется на запад и завоевывает популярность во всей Малой Азии. Вероятно, в этот период происходит контаминация образа древней анатолийской богини с верховной богиней хеттов, хаттской по происхождению Вурунсему. "Богиня солнца города Аринны Вурунсему, вошедшая в хеттский пантеон в период Древнего царства, отождествлялась с хурритской "госпожой небес" Хебат и владычицей подземного мира Эрешкигаль. Эпитет Вурунсему "Матерь" переносится на Кубабу и во фригийских надписях неизменно сопровождает имя Кибелы, ставшей главной богиней фригийцев.
Предпологается, что включающий экстатические танцы и музыку корибантический ритуал явился ветвью культа Кибелы, который взяв целительную функцию богини, постепенно развил независимое существование.

Фригийцы, ассимилировав древнее анатолийское божество, дополнили его культ ритуалами в честь Аттиса (очень рано отождествленного с греческим Зевсом ). Фригийская Матерь, как и великая неолитическая богиня - владычица диких зверей и традиционный ее символ - львы, верные стражи и преданные служители, всюду сопровождающие свою божественную покровительницу. В горах располагались святилища фригийской Матери, посвященные ей леса и рощи, там же совершались и оргиастические служения в ее честь. Кибела, госпожа Пессинунта, остается городской богиней, каковой почиталась Кубаба, "Великая царица Кархемыша". Указанная функция стала основой для сближения богини с Афиной oliouxos и греческой Аgathe tuhe.

Представляется возможным выделить три важнейших этапа в эволюции римского культа Кибелы. Во-первых, республиканский. Официальное утверждение культа Великой фригийской богини в Риме в 204 г. до н.э. было обусловлено активизацией римской экспансии в Малой Азии (аналогичным образом Кубаба была включена в хеттский пантеон). Почитание Кибелы в республиканскую эпоху имело целый ряд существенных ограничений: так римским гражданам запрещалось вступать в жречество, не допускалось появление жрецов Великой Матери на улице и сбор подаяния в не установленные дни. Отправление культа находилось в руках аристократии. Последнее, по-видимому, явилось дополнительной мерой государственного контроля за культом. Главными ритуалами были Мегалесийские игры и священные патрицианские пиры. В целом почитание фригийской богини не выходило за рамки традиционной римской обрядности, что свидетельствовало о романизации фригийского культа и об авторитете национальной римской религии.
Во-вторых, период империи, охватывающий первые три века н.э. Это время наивысшего расцвета и популярности культа. К I в. н.э. римская религия испытала значительные изменения, вызванные превращением Рима в ведущую мировую державу, сопровождающимся более близким знакомством с греческой и восточной цивилизациями. Одной из важнейших религиозных тенденций того времени явилась индивидуализация римской религии, следствием которой стало возрастание интереса к восточным религиям. Указанные изменения в религиозном сознании римлян привели к реорганизации культа Кибелы. Наиболее аргументированной представляется датировка первой реорганизации культа временем принципата Клавдия, предложенная А.Грайо и поддержанная Ж. Каркопино. В Клавдиевском преобразовании культа выделяются два установления, свидетельствующие о популяризации культа и усилении его фригийского аспекта: первое - введение почитания Аттиса с учреждением Мартовского праздника, второе - основание коллегии дендрофоров, охватившей широкие слои населения Италии и провинций. Великое весеннее празднество становится важнейшим культовым действом, раскрывающим глубинную сущность фригийских богов как божеств природы и плодородия и доставляющим верующим всю гамму религиозных эмоций от глубокой скорби в день траура по Аттису и содрогания в кровавый день до счастливого возбуждения в день радости. Благодаря клавдиевской реорганизации культ Кибелы и Аттиса укрепил свои позиции в римской империи и получил сильнейший импульс к дальнейшему процветанию. Положение культа в последующие века полностью определялось отношением к нему императора. Очень доброжелательное отношение к культу фригийских богов Флавиев, однако, не помешало им мудро воспрепятствовать могущественной независимости и возможной гегемонии пессинунтского жречества, лишив его принадлежавших ему издревле прав управления и введя в его состав римских граждан. В сер. II в н.э. наблюдается возрастание интереса императорского дома к культу. Широкую популярность завоевывают фригийские мистерии, развивавшиеся под сильнейшим воздействием Элевсинских и орфических посвящений и испытавшие влияние египетских таинств. Почти не вызывает разногласий датировка второй реформации культа - это - время правления Антонина Пия. Спорным остается вопрос о составляющих Антониновской реформы и её значении. На наш взгляд, двумя важнейшими преобразованиями того времени явились -введение ритуала тавроболии и установление Архигаллата. Оба нововведения объединяются одной общей целью - поддержать угасающий императорский культ путем соединения его с фригийским культом. Архигаллат представляется неким прообразом будущей христианской церковной организации. Верховный глава культа -Архигалл, власть которого ограничивалась определенной территорией, утверждался в местном Сенате и состоял в прямом подчинении императору.

Третий, последний в эволюции римского культа Кибелы и Аттиса период - время поздней империи. IV век, бесспорно, - одна из наиболее ярких эпох в мировой истории, время религиозно-политического противостояния язычества (обновленного элементами восточных культов и неоплатонизмом) в лице древних аристократических фамилий и христианства, поддерживаемого императорами. В римских надписях того времени (а Рим до конца IV в. оставался по преимуществу языческим) в перечислении духовных званий их составителей, в воспоминаниях о своих посвящениях в мистерии или о приносимых жертвах чувствуется смелый вызов и страстное желание продемонстрировать свою преданность старой вере. Культ Великой Матери богов Кибелы предстает неким обобщенным и синкретичным символом язычества, а тавроболический ритуал превращается в своеобразное языческое крещение. И все же из всех богинь греческого пантеона, соотнесенных с фригийской Кибелой, мы выделяем двух, отношения которых с первой (в одном случае на уровне мифа, в другом - на уровне обряда) возможно определить термином синкретизм. Во-первых, это - Рея, слияние которой с Кибелой настолько глубоко, что богини практически неразличимы, как неразделима становится их свита - Корибанты-куреты.

Термин Архигалл впервые появляется в надписи из Кум, датированной 2 пол. I в. н. э.,

речь идет о культе малоазийского бога Мена

Плиния лишь позволяет заметить, что некий жрец, обозначаемый arcigavllo" существовал в Греции.

Из литературных источников термин Архигалл встречается в сборнике римских законодательных актов, известном как "Ватиканские фрагменты" , в "Апологии" Тертуллиана, в схолиях Сервия к "Энеиде" и у Фирмика.

Элементы, образующие термин, позволили Г. P. Гехлеру определить Архигалла как главу галлов, а Ф. Кюмону заключить,что Архигаллат был заимствован из фригийской организации культа Кибелы. Хотелось бы представить некоторые, на наш взгляд, веские возражения по этому поводу. Вспомним, что с давних пор царь-жрец Пессинунта, этой древней столицы культа фригийской богини-матери именовался Аттисом. К эпохе Флавиев многовековая пессинунтская теократия была разрушена, о чем ясно свидетельствуют фригийские надписи того времени. Именно они информируют нас, между прочим о том, что священнство отделялось от правительства, распределялось между 10 равноправными и не являющимися евнухами членами новой коллегии (пять из которых были фригийцы и пять - галаты) и возглавлялось жрецом, носящим титул ajrciereuv"

Официальное наименование высшего жреца предполагало ограничение его власти и полномочий определенной территорией (Так, например, Архигалл Рима именовался Archigallus Matris Deum Magnae et Attis populi Romani (CIL, VI, 2183), Остии - Archigallus coloniae Ostiensis

Главным признаком галла, определяемого в источниках как semimas, semivir, nec vir nec femina, была самокастрация. Такой жестокий способ посвящения представлялся чудовищным как грекам, так и римлянам. Галлов презирали, над ними насмехались и языческие сатирики, и христианские авторы. Принятый при Домициане и ужесточенный впоследствии, закон против кастрации абсолютно отделяет этих людей от общества. Мигрирующие группы фанатичных почитателей Кибелы и Аттиса, которых мы не можем смешивать с обычными жрецами, образовывали своего рода странствующий монашеский орден вне официальной религии. В ярком контрасте с галлами находится Архигалл. Официальный глава римского культа фригийской богини, избранный из числа римских граждан, он совершает обычные богослужения и торжественные службы, организует жертвоприношения и назначает тавроболию, он пророчествует, смешивая свои пророчества с церемонией Кровавого дня, и руководит таинствами.Он - хранитель высших мистических откровений. Три имени высшего жреца не позволяют и думать о ритуальной самокастрации. И только в его титуле запечатлелась некая особая избранность и святость древнего фригийского клира - галлов, запрещенных и изгнанных империей.

Лукиан сообщает , что тут , как и в храме Астарты в Библосе , были соединены два культа -Астарты и Адониса . Наблюдаем тоже что и у культа Раббат - Милхам . Совершенно гармоничный культ двух начал . Аттис - это лидийский Адонис. Существует лишь одна разница между мифами Аттиса и Адониса, именно: Аттис умирает от самооскопления. Этому факту вполне соответствует дикий и страстно-чувственный характер культа, совершавшегося в честь Атаргатис в Гиерополе. При входе в храм были расставлены фаллосы и находились непристойные знаки культа Астарты. Многочисленная толпа оскопленных (галлы, с архигаллом во главе) в женских одеждах совершала служение богине; другие, возбужденные доводившим до экстаза богослужением, при котором они под танцы и музыку резали себе руки до крови, оскопляли себя в честь богини. Кроме того, Лукиан приводит три факта, которые характеризуют Атаргатис как богиню воды. Он рассказывает, что ей вместе с голубем посвящены были также и рыбы и что в ее праздники, бывшие два раза в год, в храм ее приносилась вода; сюда со всех концов Сирии стекались пилигримы и несли в торжественной процессии в храм морскую воду, которую здесь и разливали. В Аскалоне, где богиня эта изображалась с рыбьим туловищем, храм был построен на берегу богатого рыбой священного озера. Однако все объяснения касательно рыбьего вида Атаргатис представляют лишь позднейшие мифологические толкования. Атаргатис в Гиерополе изображалась без рыбьего туловища. Лукиан, описывая золотые изображения двух сидящих божеств, называет их Герой и Зевсом. Вероятно, изображения эти представляли Атаргатис и Хадада. Атаргатис изображается везомой львами, а Хадад восседающим на быках. Первая, по словам Лукиана, имеет больше всего сходства с Герой, но также и со многими другими греческими богинями. В одной руке она держит скипетр, а в другой веретено; на голове ее, окруженной лучами, находится башня. Богиня эта опоясана великолепным поясом, который обыкновенно украшает только Уранию (Венеру), на голове же у нее драгоценный камень, приносящий счастье, который ночью блеском своим освещает все святилище.

Одно из самых блестящих государств в истории земли существовало на территории Малой Азии. Богатство одного из царей этой державы вошло даже в поговорку 'Богат, как Крёз'. Это государство, подобно падающей звезде ослепительно блеснуло, удивив мир и так же стремительно погасло. Однако последующим поколениям эта страна оставила своеобразное наследство в виде денег, ибо впервые они были отпечатаны в ней, и в виде легализованной проституции. Итак, страна, о которой мы будем говорить в данной главе, есть Лидия. Прародителем лидийского народа был патриарх Луд (Быт. 10:22), сын Сима. Первой династией страны стали Гераклиды, правившие примерно с 1200 г. по 700 г. до х. э. Около 700 года до х. э. последний её представитель Кандавл был убит своим приближённым Гигом, вступившим в заговор с женой Кандавла. Представители новой династии Мермнадов вскоре превращают страну в богатейшее государство древнего мира. Этому в немалой степени способствовали и географические условия. 'Приморское положение выработало в её жителях отважных морских бродяг, нападавших между прочим на Египет и давших восточно-культурный элемент Этрурии, а богатство страны и выгоды сбыта на восток по торговым путям в Ниневию, Сузы и Кавказ и на запад ? за море ? сделали из Лидии торговый и промышленный центр и родину денег' . Лидия становится мостом между западными странами (Греция) и восточными империями (Вавилон, Ассирия, Египет, Палестина). Вследствие этого в культуре страны уживались обычаи и философия греков и религии востока. Однако, являясь этим связующим звеном, она поставляла своим соседям в духовной сфере, казалось, только отрицательное. Приезжая в Сарды, столицу Лидии грекам, вавилонянам, египтянам, ассирийцам представлялись зрелища дикого восточного разврата, облечённые в западную философию.

'Через нижний город протекала река Пактол (ныне Сарабат ), которая была очень золотоносной'

Так что цари черпали золото прямо у себя дома. Особой популярностью пользовался культ Аттиса и Кибелы, праздновавшийся несколько дней. 'Третий день назывался Кровавым. В этот день архигалл (первосвященник) вскрывал себе вены на руке. Жрецы более низкого ранга, возбуждённые необузданной, варварской музыкой ? боем кимвалов, громыханием барабанов, гудением рогов и визгом флейт, ? с трясущимися головами и развевающимися волосами кружились в танце до тех пор, пока наконец, приведя себя в состояние бешенства и потеряв чувствительность к боли, не начинали наносить себе раны глиняными черепками и ножами, забрызгивая алтарь и священное дерево своей кровью... Доведя себя до наивысшей степени религиозного возбуждения, жрецы оскопляли себя и бросали отрезанные части тела в статую жестокой богини. Затем отрезанные детородные органы осторожно завёртывали и погребали в земле... Под звуки флейт, барабанный бой и крики жрецов-евнухов, наносивших себе раны ножами, религиозный экстаз, как океанский вал, перекидывался на толпу зрителей, и многие из них совершали такие поступки, каких и не предполагали, когда отправлялись на праздник. Один за другим они сбрасывали с себя одежды и с сердцем, бешено бьющимся от музыки, с блуждающим от зрелища льющейся крови взором выпрыгивали из толпы, хватали приготовленные специально для этой цели мечи и при всех оскопляли себя... На следующий день, 25 марта (этот день считался днём весеннего равноденствия) , в честь воскресения бога верующие предавались приступу необузданного веселья. В этот день дозволялось всё. Всякий мог поступать и выражаться как ему заблагорассудится.

Интересно , что когда в  624 г. Кааба стала считаться главной святыней ислама, то она уже звалась и  киблой( Кибела)- ориентиром, в сторону которого обращается мусульманин, творя молитву.

 

 

 
Когда 'Спящий' проснется - Рожденный в 'Лотосе'
По следам Предков
Патронимиада - Дом Рау Боутов
Творцы Будущего из Прошлого
Вспомнить все
Патронимикон - Дом Царя Человеческого
Патронимикон - Дом , Баит, Иудейский
Патронимикон - Дом Рове Бутеса
Моё Имя "Стертый Иероглиф"
'Момент Истины'
По следам Предков - Тень Змея.
Новости
Персонал
Гостевая
 Copyright © rabbat23Rabbat@list.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3