|
|||
Вы находитесь: Главная :: Творцы Будущего из Прошлого :: Вспомнить все - Род Буткола | |||
В течение длительного времени в отечественной историографии культивировалось мнение о том, что первооснову донского казачества составили бежавшие от крепостничества крестьяне и холопы. Данное утверждение базировалось на коммунистическом классовом подходе. Как это ни странно покажется, но концентрация всех сил подданных Российского государства ударила в перую очередь по местечковым общинным политическим элитам, НОБИЛЕТЕТУ, а не по крестьянству в общем. Не случайно первыми казачьими сотнями руководили : общинные старосты, сотни не были 'реестровыми', военное руководство осуществляли 'ордынские' нобили, ушедшие от давления централизованной власти и силы Монстра-ГОРОДА на свободный еще Дон и Днепр. В Московском государстве реализовался принцип подданства, сформулированный дьяком Иваном Тимофеевым: 'были бы безмолвны как рабы'. 'В старинной Руси мирские люди по отношению к государству делились на служилых и не служилых. Первые обязаны были государству службою воинскою или гражданскою (приказною), вторые - платежом налогов и отправлением повинностей. Обязанности этого рода назывались тяглом'. И если служилые люди были прикреплены к государевой службе, то тяглые - к 'государевым слугам'. Прежде всего, к службе были прикреплены 'дети боярские', 'однодворцы', и 'служилые по прибору' и лишь затем крестьяне (окончательно в 'Новый государственный порядок' Московской Руси предполагал обязательность службы, уход с которой однозначно трактовался как измена. В донском казачестве оппозиционный государству элемент нашел свое спасение. В.О.Ключевский писал: 'В десятнях степных уездов XVI века встречаем заметки о том или другом захудалом сыне боярском: 'Сбрел в степь, сшел в казаки''. В десятнях Ряжска и Епифани в конце XVI столетия есть сведения о том, что многие дети боярские 'сошли на Дон безвестно' или 'сошли в вольные казаки с Василием Биркиным', 'боярским сыном'. Среди казаков встречаем людей с дворянскими фамилиями - Извольский, Воейков, Трубецкой. По словам крупного специалиста по истории донского казачества эпохи позднего средневековья Н.А.Мининкова, 'судя по источникам, многие донские атаманы второй половины XVI в. были русскими помещиками. Дворянами по происхождению были известные донские атаманы конца XVI в.: Иван Кишкин, у которого поместье было под городом Михайловым вблизи Рязани:Некоторые атаманы XVII в. также были по происхождению русскими дворянами как, например атаман Смутного времени Иван Смага Чертенский'. Первые упоминания о казаках в летописях. 'Прибавим к описанию дел Василия, что в его время в Истории Русской в первый раз появилось имя казаков: так названы в летописях вольные удальцы, жившие в Рязанской области, и сбежавшиеся на помощь против Мустафы в 1444 году. Они пришли на лыжах, с сулицами, с дубьем, и вместе с мордвою присоединились к дружинам Василия'. 'Придоша на них (татар) мордва, на ртах, с сулицами и с рогатинами и с саблями, а казаки Рязанские такожь на трах, с другия стороны'. Вот несколько известий, в коих мы находим имя казаков: в 'В Азии доныне целая Орда Турецкая называется казаками (киргиз-кайсаки). Татары и русские принимали в XV веке имя казака в смысле бездомного, странствующего удальца-воина'. Эти удальцы были объединены в Орды! Пытаясь 'докопаться' до истоков казачьего рода, мы неизбежно наталкиваемся на татар. Не то казаки произошли от татар, не то казаки 'пошли в татары'. Первые упоминания летописей о казаках связаны с татарскими казаками, которые привязаны к употреблению слов, имен и названий с корнем 'черк'; проживают на землях Тартарии (или в Поле), точнее, живут вне пределов Московии и Киевской области; поначалу не испытывают тяги к христианству, но со временем именно принадлежность к православию становится для них необходимостью. Год 1492. ' приходили татарове ординские казаки, в головах приходил Темешем зовут, а с ним 220 казаков .' При этом казаки названы 'погаными', то есть они не являлись христианами. Год 1493. 'Того же лета приходили татарове, ординские казаки, изгоном на Рязанские места, и взяша три села, и поидоша вскоре назад'. Год 1494. 'Октября прииде из Волох Иван Андреевич Субота Плесчеева, а из Крыма Константин Заболоцкий; а шли Полем, и грабили их на Поле татарове, ординские казаки'. Год 1501. 'Июля в 11 день азовские казаки Угус-Черкас да Корабай пограбили на Поле на Полуозоровском перелеске великаго князя послов князя Федора Ромодановского да Андрея Лапенка, и Андрей тамо и скончался, и гостей многих пограбища' . Историки задаются вопросом: 'Почему, как только монголы появились вблизи Руси, их сразу же назвали татарами?' Как-то надо же объяснить почему в XVII-XVIII вв. татарами стали называть булгар, жителей Казанского царства, а казаками стали православные вольные люди на Дону, Днепре, Кубани и т.д. Если казаки - это славяне, ушедшие в степи и служившие татарам, то почему у них нерусские имена (Темеш, Калимет, Урак, Садырь, Агиш, Угус-Черкас, Корабай). Впрочем, Василий Шемяка также имеет явно татарское прозвище 'Шемяка'. Скорее всего, казаки - это субэтнос великорусского этноса, который в процессе своего этногенеза вобрал людей самых различных этносов. Казаки - неотъемлемая часть наследия татаро-монгольской эпохи в истории России. Их военная организация, порядок несения воинской службы имеют много схожего с военной машиной монголов. Военные уставы казаков во многом построены на принципах "Большой Ясы" Чингиз-хана и наконец, казаки селились в местах, где располагалась Золотая Орда. большинство склоняются к тому, что процесс формирования казачества на Дону проходил параллельно с процессом христианизации Киевской Руси. Так, в Вопрос о возникновении казачества далеко не выяснен в исторической литературе. Грабянка, а за ним Ригельман производили казаков от хозар; Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь Мстислав Владимирович поселил в XI веке в Черниговщине. По мнению Татищева в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских назывались черкасами), жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами' Татищев действительно пишет о наличии упоминаний у Геродота о черкасах и что 'род князей их, пришедших из Египта, где был град Чиркас, или Циркас .' Пришедший род, поселился на Кубани и был когда-то христианской веры. И далее: ' черкесы язык славянский имеют, весьма неправо, но паче татарский с египетским смешан, так что и татара без довольного искуства разуметь не могут, но, мню, он черкас Малой Руси разумеет. Оные прежде из кабардинских черкес в 14-м месте в княжестве Курском, под властию татар собравши множества сброда, слободы населили и воровством промышляли, и для многих на них жалоб татарским губернатором на Днепр переведены, и град Черкасы построили. Потом, усмотря польское беспутное правление, всю Малую Русь в казаки превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесы именовались. При царе Иоане II-м, на Дон с князем Вешневецким перешед, град Черкаской построили . ' Историки сходятся во мнении, что Кострому основали выходцы из Египта. Однако, кто и зачем - доподлинно неизвестно. По одной версии это были шумеры, по другой - пропавший легион Птолемея, по третьей - заблудшее в пустыне Моисеево племя. Стоит учесть, что Египтом звали и Сирию с Палестиной, учитывая их вассальную зависимость перед ним. В Архаичные греки, придя с севера, обосновались на юге нынешнего Балканского полуострова примерно в 1500 году до н.э. Если верить преданиям, то первыми просветителями этих полудиких племен были Кекропс или Цицроп-Циркус, Данай и Кадмей (или Кадм) - выходцы из Египта и Финикии. Они познакомили местных жителей с ремеслами, искусствами, земледелием и судостроением. Наверняка были и другие 'миссионеры'. Так, полуостров Пелопоннес, по преданию, получил свое название от финикийца Пелопса. Томаторкань - странно, что так не пишут - Томаторканской т.е. Тор Хана -или если вспомнить у=оу, то Дом-Княжество Тороков-Тоурок-Турок. Сразу отпадают все проблемы и ясно, что существовать ранее 15-16 века сие слово не могло как и торки-тороки испорченное турки. Гумилев производит запорожских и слободских казаков от крещеных половцев. Низовские казаки по Гумилеву - предки 'бродников', которые в свою очередь - потомки православных хазар. Отсюда и глупая привязка бут-буткол к слову перевозчик-переводчик, сделавшая свободных, бродников-бродячих сами по себе, славян чем-то непонятным, аморфным асоциальным конгломератом. Цель сего понятна, но только если это сделали умышленно уже на рубеже 18-19 века правильно политически натасканные историки. Между 16 и 17 веками 'Запорожскими Казаками' назывались все без исключения Днепровские; до этого времени они считались 'Ордынскими Казаками'. Русские называли их 'Запорожскими Черкассами'. Первоначальная история Запорожцев связана с 'Черными Клобуками' и с теми 'Казаками', которые несли службу в северо-черноморских колониях Генуи или пополняли дружины крымских ханов. В рядах тех и других, несомненно, заметную роль играли ближайшие потомки Торков и Берендеев, известные летописцу, как "все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы". Земли, расположенные между Южным Бугом и Днепром, на юг от рек Синие Воды и Тясьмин, долгое время были в распоряжении предков казаков, хотя от 1240 по Запорожские 'казаки' исторически связаны и с тем народом, который по литовским хроникам 14 в.. проживал около Южного Буга и управлялся атаманами. Позднее, они помогали Литовскому великому князю Яну Альбрехту продвигаться в татарские степи. Ханские подданные казачьей народности составляли три общины: оседлую - за Поросьем в днепровско-бугском клину; полуоседлую Перекопскую и кочевую Белгородскую. Первая оставила хана в конце 15 века, сразу после того, как Менгли Гирей признал власть султана. Казаки ушли на окраинные земли Великого княжества Литовского и продолжали войну с Турками; Перекопские и Белгородские порвали с ханами несколько позднее; еще несколько лет они делали набеги на Польшу. В В конце 15 в. с днепровско-бугского клина, т.е. с юртов, расположенных за Поросьем и за порогами, ушли на север тысячи казачьих семей. Они разместились на Литовской Украине, где некогда проживали 'Черные Клобуки', вдоль рек Рось и Сула. По словам историка А. И. Ригельмана, польско-литовский король Сигизмунт I, "при даче им земель", "одарил их вольностями и разными преимуществами и на то привилегией своею им подтвердил". Это те самые Достои и Кара-Мурзы, которые осели под Лидой и Гродно. Посему трудно назвать их генетическими 'татарами', несмотря на ношение псевдо-арабской одежды и использование арабской письменности. Исходя из этого, и 'татарское' происхождение первичной московской знати сомнительно. Белгородские Казаки не захотели оставаться при Литве, т.к. еще недавно обижали ее население своими набегами. Они отошли к границе московской и вместе с Азовскими дали начало Северюкам и Донским Казакам. Все они ушли от хана значительно отатаренными, а некоторые, судя по именам, стали мусульманами. Уже в первые годы близких отношений с Литвой среди Запорожских Казаков появляются литовско-польские знатные люди, князь Евстафий Дашкович, ославянившийся Татарин, и другой подданный короля рыцарь Предслав Ланцкоронский. Все первые организаторы казачьих походов и ходатаи их перед королем носили фамилии знатных польско-литовских родов. Кроме Дашковича и Ланцкоронского, князьями и Гедиминовичами были Бельский, Евстафий Ружинский, Дмитрий и Михаил Вишневецкие. Летописцы и ранние современники называют их казачьими гетманами, но пост гетмана для Казаков был учрежден много позднее, лишь в Казаки не имели причин относиться с враждой к Крымским Татарам, своим соседям и недавним соратникам. От ханов они ушли из-за покорности Туркам. Живя врозь, Низовцы с татарами аервое время не ссорились. Они даже участвовали в борьбе придворных партий Крыма, выступая по стороне, враждебной Туркам. По степной традиции, а может быть и по договорам с ханами, Запорожский Них считался юртом Крымских ордынских Казаков. Формально все пространство от днепровско-бугских лиманов до Синих Вод и Тясмина входило во владения Крымского ханства и, по праву завоевания, на него мог претендовать султан. Крым же не считал, очевидно, разрыв служебных отношений со своими Ордынскими Казаками за повод для лишения их прежнего юрта. В ордах бунтовались не одни Казаки, но мятежные улусы редко покидали старые кочевья. При желании Крымский хан мог легко принудить 3-4 тысячи Низовцев уйти из-за порогов. Свидетельством этому может служить неудачная попытка кн. Дмитрия Вишневецкого утвердиться там же на Хортице. Его изгнали Турки и Татары, оставив в покое Низовцев в укрепленной Сечи на острове Базавлуке. Ясно, что Татары с помощью Турок могли изгнать и их. Немилосердно разоряя окраины Польши, Литвы и Московии, Татары терпели на своем пути вооруженную Сич, и это дало возможность казачьему Низу настолько окрепнуть, что после, когда пришел окончательный разрыв со всем мусульманским миром, Крым уже не был в состоянии справиться с сильной Низовой республикой. Расселившись по окраинам Литвы и приняв покровительство Польско-литовского короля, Запорожские Казаки не прерывали связей со своей низовой братией. До Во время Золотой Орды на территории бывшей 'украинской Руси' не могла возобновиться какая-либо жизнь. Плодородные степи лежали пустыней. Украино-русьское население сохранялось только в волынском Полесье. Когда сюда пришла Литва, то Гедиминовичам за сто лет едва удалось восстановить жилища в разоренном Киеве и в Дольной Руси (Подолье). Литовская пограничная полоса шла от Северщины по рекам Пселу и Суле до Днепра, потом Тясминскими болотами выходила на линию речки Синюхи (Синие Воды), впадающей в Южный Буг, а оттуда пересекала степь к днестру. Южнее этой линии лежал улус Крымского хана. Литовская область, примыкавшая к нему с севера, где теперь расположились запорожские Казаки, часто называлась Украиной. После того, как Казаки укрепили границу, здесь стали появляться украино-русьские кадры населения Литвы. Они особенно умножились после так называемой Люблинской унии. Все факты говорят за то, что до 16 -17 веков территория современной Украины, ближе к Крыму, была еще под властью общинной Орды, Гуляй Полем. Московская Русь только-только стала подбираться к тем землям. Орда представляла собой мультинациональный конгломерат разноязычных сельских и пастушеских общин, управляемых родовыми старейшинами, лично связанными между собой через брачные союзы. Семьи общинных нобилей представляли собой смесь славянской, тюркской, норманской и азиатской кровей, а уклад жизни, традиции и верования также во многом совпадали. До 17 века 'Тартария' оставалась общим названием этой территории.
Карта 1635 года - Тартария, Гуляй Поле, тянется до самой Рязани. Донские казаки подаются официальными историками непонятным, каким-то аморфным, асоциальным конгломератом. Цель сего понятна, но только если это сделали умышленно уже на рубеже 18-19 века правильно политически натасканные историки. Они сразу уничтожили гигантский пласт истории Общинной Руси, Свободной Руси, которая и была истоком арианской-протохристианской общины. Уничтожена почти под корень и связь с крестоносно-тамплиерской историей Европы. Остались редкие удивительные описания-огрызки о походах "казаков-берендеев", черных клобуков, во Францию, Испанию и т.п. В такой ситуации совершенно непонятны сюжеты с Болотниковым, например, который привел ИЗ ЕВРОПЫ УЖЕ ГОТОВЫЙ ВОЕННЫЙ ОТРЯД! Политико-историки убрали все не случайно - ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ ЕСТЬ ДРЕВНЕЙШИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЗАКАЗ. Историю "заказали" "киллерам-ученым". Москва выкорчевывала все, что было связано с ВКЛ. Но даже навскидку ... В 1606 году поднялось восстание под предводительством Болотникова, оно никак не связано с исламом. Впрочем, не связано и с Русью. Бунт вспыхнул на Дону, который не входил в состав 'смутной' Руси. Казаки поднялись против 'греческой веры', против славянства, которое им навязывала Москва. Но пошли они за Лжедмитрием, приняв его за Рюриковича, то есть за законного ордынского царя, что лишь подчеркивало абсурдность ситуации, которая складывалась тогда... Народ Дона полностью потерял себя, был деморализован. К идеологической атаке католиков он был просто не готов. То же слепое недовольство высказывало Поволжье, идейно сомкнутое с казаками Ивана Болотникова, что уже переводило бунт в категорию крестьянской, религиозной войны. Особую активность восстание проявляло там, где об исламе знали со времен правления крымского хана. Это доказывает, Смута выражала конфликт веры, который возник на Московской Руси . Термин 'крестьянская война' не столь очевиден, как кажется на первый взгляд. Не с земледельцами связан он, с христианами. Это - религиозная, по сути, война, в чем убеждает, например, крестьянская война начала XVII века в России. Или крестьянская война 1524 - 1526 годов и Тридцатилетняя война в Германии (1618-1648). Не из-за земли велись они, из-за веры. В Германии врагами протестантов были католики и их ставленники. В России врагами были те же католики. В эпоху гонений протестантами владела мысль о союзе именно с Русской церковью, не случайно в 1562 году они специально издали катехизис Лютера на понятном для русских языке. Гуситы, лютеране и кальвинисты первыми устремились на восток Европы, но они были плохими политиками и неумелыми дипломатами. Папский нунций оказался искуснее, он перехитрил их... Важно провести аналогию между понятиями 'христианин' и 'крестьянин' есть. По крайней мере, эти слова российский лексикон обрел одновременно, в конце XVI века. Равно как 'басурман' и 'бесермен', которые поначалу не были тождественно равны слову 'мусульманин', на что в свое время обратил внимание Н. М. Карамзин.
Середина 18 века - Малая Тартария, Кубанская Тартария. Взгляните на карту, Украина оказывается всего лишь условной границей с Тартарией. Это описание казацких земель. История казацкой вольности имеет древнюю историю. В 1528 году литовский воевода Евстафий или Остап Дашкович став Черкаско-Каневским старостой привлек к себе множество казаков. Евстафий Дашкович вынес свой проект на сейм об организации особой казачьей стражи в 2000 человек на одном из островов Днепра (прообраз Запорожской сечи). Казачество увеличивалось в численности и осваивало южные пограничные земли (Украину). Казаки начали делиться на городовых и низовых. Официально еще потомок князей Гедеминовичей и князь Дмитрий Иванович Вишневецкий, родившийся в православной вере, сделал первым попытку организовать и объединить ватаги низовых казаков в Сечь. После удачного похода черкасско-каневских и путивльских казаков на Татар в 1556 году Вишневецкий на острове Хортица устроил земляной город. В
Историограф В. Татищев считает, что князь Михайла Вишневецький (позднее КориБут-КарыБут) в В В одном из первых реестров польских реестровых казаков видим: П?ДДАН? ЙОГО КОРОЛ?ВСЬКО? МИЛОСТ? М?СТА БРАЦЛАВА (1569 р?к) Семен Бут ?нан Буд Примечательно, что он точно Бут, а не типа 'Кулан Мурза з Криму' как писали о простолюдинах и инородцах в списках. Если бы не накопленный опыт исследований, то я бы не обратил внимание на странную особенность 'первого' реестра - фамилия Бут появилась только один раз в 19 атамане. 'Полурусскость' Бутов-черкасов в какой-то мере подтверждалась, благодаря мусульманской традиции сакрализации числа 19 в Коране. Чигиринский полк был создан в 1648 году и состоял тоже из :19 сотен. Короли поддерживали старые литовские порядки. Не нарушалась традиция выборных атаманов и гетмана, непосредственно подчиненного королю. Но польские магнаты почувствовали здесь себя, как "крулевята", "крулики" и ни в чем не ограничивали подчиненной им шляхты. Казаки трактовались не гражданами речи Посполитой, а "подданными" новых панов, как "схизматическая чернь", хлопы, покоренный народ, с которым от татарских времен тянулись незавершенные счеты за нападения на Польшу. Однако Запорожские Казаки чувствовали за собой естественное право местных людей, не желали подчиняться пришельцам, возмущались беззаконными нарушениями королевских указов и гордым отношением шляхты. Не вызывали в них теплых чувств и толпы новых поселенцев, хлынувших на их земли вместе с Поляками. Ведя жизнь обособленную от новопришлых людей, во второй половине 16 в. Запорожские Казаки стали делиться на четыре бытовые группы. Первая - Низовцы; они не признавали никакой другой власти, кроме атаманской, никаких посторонних давлений на их волю, никакого вмешательства в их дела; народ исключительно военный, часто безбрачный, они послужили первыми кадрами непрерывно растущего казачьего населения Запорожского Низа. В Гетманщине, на Литовской Украине, самой близкой к ним по духу группой оставался слой Казаков-земледельцев и скотоводов. Они уже привязались к земле и к своему роду деятельности, но в новых условиях умели иногда заговорить языком бунта и в некоторые моменты уходили массами "в старожитое свое место, в Запороги". Из них выделился третий слой - Казаки дворские и реестровцы. Они и их семьи наделялись особенными правами, что давало им основание считать себя равными с польской шляхтой, хотя каждый захудалый польский дворянин относился к ним свысока. Четвертой группой социального порядка была полноправная шляхта, созданная королевскими привилегиями из казачьей служилой старшины. Десятилетия совместных с Поляками и Литвинами походов показали многих Запорожских Казаков достойными высшей похвалы и награды. Они получали из королевских рук "привилеи" на шляхетское звание вместе с не большими поместьями на окраинных землях. После этого, на основах "побратымства" с друзьями-соратниками, они приобретали польские фамилии и гербы. От Хан Шагин Гирей хотел отложиться от Турции и просил содействия Казаков. Весною В Судя по малому числу участников (8-10 тыс. человек), казачьи выступления велись одними Запорожскими Казаками. О том же говорит стройность их передвижений и организованность защиты в таборах. Старое и новое украинское население степи в это время было занято устройством сотен новых поселений под надзором войск коронного гетмана С. Конецпольского. И, вообще в те годы попытки боевого сотрудничества с украинцами кончались для Запорожских Казаков раздорами и ссорами, доходившими до взаимных убийств. Образ казачье-украинских отношений той эпохи польский историк К. Шейноха определяет так: "Между народом и Казаками не возникла связь, какое-либо душевное братство. Казаки, люди "шляхетно-рыцарского права" (как писал Острянин об отце), по-своему осуществляли древнее понятие о предназначении рыцарской нации. Народ же в происходящей перед ним борьбе казачье-панской, жадно искал стороны более сильной и обычно ее придерживался. Только единицы, казачьи души, считанные тысячами, избирали для себя жизнь Низа. Селяне же, вообще, в каждом из казачьих восстаний становились с войсками коронными против Казаков". "Павлюка под Мациевичами, вместе с польскими солдатами, громили волынские крестьяне. Острянина на р. Суле задержали заднепровские волости". "Народ всегда склонялся к более сильному, а за деньги крестьяне помогали даже Туркам. Когда под Хотином Турки ничем не могли оборониться от Запорожцев, банда подольских крестьян нанялась к султану сжечь казачий лагерь; но ее во время обнаружили Казаки и вырезали в пень". В сентябре 1589 года в Южную Русь устремились полчища татар, передовые полки турецкой завоевательной силы; их вел и указывал им дорогу поляк, шляхтич Белецкий. Сигизмунда не было тогда в Польше - он уехал в Ревель для свидания с отцом, шведским королем. Татары пустились опустошать Червоную Русь. Передовой отряд польского войска сразился с неприятелем под Баворовым, был разбит. Казаки расправились с татарами удачнее шляхты. Когда вслед за баворовской победой татары шли, раздробившись загонами, казаки один загон разбили в прах. Но едва они успели покончить с этим загоном, как на них нахлынула многочисленная орда. Казаки увидели, что нельзя справиться с неприятелем в поле; по своему обыкновению сейчас образовали укрепление из запряженных возов, связанных вместе, принялись стрелять, отбили приступы татар, которые потеряли в битве с ними много людей. Нужно было поскорее воротить в Польшу короля, но с королем не скоро сладили. Отец не пускал его из Ревеля, как ни просили поляки. Отец хотел при своей жизни венчать сына на царство в Швеции, чтобы обеспечить за ним шведский престол. Поляки догадывались, что Сигизмунд - иностранец для Польши и подобно Генриху французскому чувствует, как тяжело ладить с вольными привычками поляков, а поэтому хочет улизнуть от престола. В самом деле, не привыкшему еще к польскому строю, недавно избранному королю шведского происхождения было душно в новой атмосфере; он рассчитывал, что гораздо лучше обеспечить себе корону отцов своих, чем бояться потерять ее и остаться в таком государстве, где королевская воля чересчур была ограничена. Сигизмунд и тогда, как несколько лет потом, думал уступить польскую корону австрийскому дому за выгодные условия для Швеции. В это пребывание его в Ревеле сенаторы, убеждая его воротиться, грозили, что иначе поляки приступят к новому выбору и, по всем вероятиям, выберут московского государя, а тогда соединение Московии с Польшею будет небезопасно для Швеции. Отнимется у ней не только Эстония, но и Финляндия. Сигизмунд и после этих представлений не хотел было возвращаться, ссылаясь на волю родителя, который хотел непременно взять его с собою в Швецию; он сдался только тогда, когда шведские сенаторы рассудили, что в самом деле плохо будет для их отечества, если поляки выберут в короли московского государя, и решились просить своего короля отпустить сына в Польшу. Как мало избранному королю в то время ложились на сердце опасности его нового королевства, доказывает лучше всего, что он, получив весть о татарах не в Ревеле, а еще на дороге в Ревель - в Вильне, не только не воротился назад, как бы требовалось от польского короля, но еще не стыдился просить денег на свое путешествие в Ревель. По возвращении Сигизмунда тотчас отправили в Константинополь послом Уханского. Визирь турок, Синан-паша, объявил: "Выберите одного из вас и пошлите в Польшу; пусть что-нибудь одно выбирают поляки, либо через сорок дней пригонят нам сто коней, навьюченных серебром, и будут давать каждый год такую же дань, либо все пусть примут мусульманскую веру. А если не будет ни того, ни другого, так мы вас сотрем и землю вашу пустою сделаем; уже мы примирились с персами и государь их послал нашему в залог своего племянника; испанцы умоляют нас о мире; немецкий цесарь платит нам дань и теперь должен заплатить за три года разом все, что не уплатил прежде. Такова наша вера, чтобы все псы гяуры либо нам дань платили, либо нашей веры были! " , "Вы, псы, нарушили договор; теперь либо дань платите, либо все в нашу веру поступайте" ," Есть ли у вас ум? Кто может со мной бороться? Персы меня боятся, венециане трепещут, испанец умоляет о пощаде, немец должен дать все, что я прикажу. Я на вас пошлю все татарские орды, молдаван, волохов, пашу будинского, темешварского, беглербега из Силистрии с двумястами тысяч войска. Сам пойду с войском, с тремястами тысяч. А вы еще думаете мне сопротивляться! Свет трепещет предо мною!" После такой передряги естественно для поляков было принять более строгие меры к укрощению казаков. Синан-паша, бывший визирь, повел войско в Угрию, разбил эрцгерцога Маттиаса на переправе через Дунай, взял Яворин, потом Паппу и в конце октября осадил Коморну. Загоны татарские опустошали край до Вейскирхена близко Вены; на жителей Австрии, Моравии, Чехии напал такой страх, что думали - приходит всем конец. В В Если следовать традиции именовать Бута Павлюком, то : первое упоминание таковой отаманской фамилии находим : Павлюк, кошовий отаман, 1575 ..., а ежели в общем, то Антон Конашевич (Князевич) Бут, гетьман, - 1630 Ушел в Запорожье при захвате Переяславля коронным гетманом Станиславом Конецпольским, а позднее появляется в Запорожье... Бут-Конашевич Павло, гетьман, 17.05 - 28.05.1630 Но как быть с еще одним Бутом? Бут-Михнович Павло (Павлюк), гетьман, 1636 - 24.12.1637 Не один ли и тот же это человек? Скорее все так и есть, потому, что хроники сообщают, что, остановившись кошем у Крылова, Бут Павло Конашевич отправил в Переяславль с отрядом чигиринского полковника Карпа (это с ним спутали Павлюка-Бута) Скидана и Семена Быховца для устранения вновь избранного в гетманы предателя Саввы Кононовича (1637). Последний на другой же день был расстрелян, а гетманом провозглашен Павло Бут. Однако, есть основания полагать, что учавствовали в тех событиях несколько родственных Бутов т.к. РОД сей был велик - настоящая ОРДа. Интересно, что в Турции в конце 18 века, начале 19 века, задунайских казаков называли 'БУТколи (Бутхель)' (путкал - христ). Лингвисты считают, что 'Буть' у древних украинцев означало 'перекладач'. Одно из значений слова - тюрк. 'переводчик, толмач-проводник: странник, как и латинская 'путана' -свободно перемещающаяся, что угодно делающая'. Но по-русски это еще и КРЕСТ (возможно, косой, а у татар он звался 'б до') т.е. свобода двигаться во все части Света (не даром проститутку, пардон, путану Магдалину де факто полагают : той же девой Марией), у тюрок 'бут' означало 'идол-божество', причем османы использовали прежде и слово 'Ри?-Рый-Рой' 'идол; хрест' от 'реайя' - rе'ауа, ед. ч. rayet - крестьянство-христианство Османского государства, несшее налоговые обязанности, аналогично не служилым людям на Руси, и лишенное тех льгот, которые предоставлялись лицам, состоящим на государственной службе. Так что Рыибуть-РойБуть (Райбут) или БутРий билингва - 'Бог-Идол на Хресте' или 'Владыка Христиан'. Отсюда и древне русское Буть-'Будда'. Будет непростительным, не упомянуть о Готах и Гетах, давших казакам гет-манов и го(тс)(ц)-манов во главе казачества. Этот народ разделился на знакомых нам Вест и Ост Готов, подчинив себе ВЕСЬ ЕВРАЗИЙСКИЙ МИР, включая Римскую Империю. Возможно, что БУТ-БУТЫЙ-БАТЫЙ было ордынским военным титулом Верховного Вождя, Императора. БАТЫЙ и СУ-БУТАЙ соотностся как, например, полковник и под-полковник? Стоит упомянуть, что по-старобашкирски прозвище Бута, 'Тулюк', - 'кров', 'жильё'. Тогда как и Бут-Буд-Баит означает 'Дом-Имение-Владение, Княжество'. У крымских татар это имя всплывает в родословных монгольских султанов и родословной тюрок, заметьте, конца 1650-начала 1660-х. годов. Чингис-хан _ Джучи - Тука-Тимур_ Оренг-Тимур_ Сарыча - Кунчек_ Тулек(Тулюк)-Тимур _ Дервиш-хан _ Джанса-Баш-Тимур_ Гыяс ад-дин _ Хаджи-Гирей. Среди родов Джучи главенствовали, понятно, Батуиды (официальный термин)! Не случайно и среди ученых суфиев фигурирует человек по прозванию Рамадан Бутъи.
ЗАПОРОЗКОГО РЕЕСТРА ВСЕГ0 В0ИСКА ПЕРЕГЛЯДУ СП0РЯЖЕНЫЕ РОКУ АХМО МСЦА ОКТОВР?А ДНЯ S? * RОKU 1649* ПОЛКЪ ЧЕГИРИНСКИИ ПОЛКЪ ЧЕРКАСКИИ
Костя Бутъ МИСКО Буть Степан Буть Филипъ Буть Курило Буть Тимко Буть Грицко Рева Панко Буть Богдань Буть Васко Буть Миско Бутъ Иван Бутенко Федор Буть Васил Рева Андр?й Бутъ
СОТЪНЯ КРИЛОВСКАЯ СОТНЯ ШУБЦЕВА Миско Бутъ СОТЪНЯ ВОРОНОВСКАЯ Павелъ Бут Яцко Бутъ Данило Бутъ СОТНЯ БУЖЫНСКАЯ Павел Бутокъ Гаврило Бутченко Iванъ Бутъ Васко Бутъ СОТНЯ БУЖЫНСКАЯ СОТНЯ ПЕТРАШКОВА Андр?и Бутъ Олекса Бут Иван Бутъ Олешъко Бутъ СОТЪНЯ БОРОВИЦКАЯ ОлифЪръ Буть Грицко Бутъ Пилипъ Бутъ сотъня М?ДВ?ДОВСКАЯ Сидоръ Бутъ Андрушъко Батиман Степан Бутенко Грыцъко Бутъ Гаврило Бутъ Ониско Бутъ Степан Буть Иванъ Бутъ Пашъко Бут Васил Бутъ Прокопъ Бут Петро Батюта Семем Бутъ Семенъ Бут Тимко Буть Федор Бутъ СОТЪНЯ СМИЛОВСКАЯ Микита Бутовъ зят Семен Буть СОТЪНЯ МОШЕНЦЕВА Иван Бутъ Гринецъ Бут Васил Буть Илко Бутъ Сотъня WЛОВЯТИНСКАЯ Иванъ Бут Мартин Буть СОТНЯ БАКЛЫСКАЯ СОТЪНЯ МАРКОВА Кузма Буть АнъдрЬяшъ Бутъ Иван Буть Васил Бутъ сотъня ОРЛОВСКАЯ Тышъко Бутокъ Иляшъ Бутченко Чура Бутъ СОТЪНЯ В?Р?МИЕВСКАЯ ЗЗА ДНЕПРА Кузма Бутъ Петкаловъ Юрко Буть Степанъ Бут Ярема Буть СОТЪНЯ ЛАЗАРЕВА Андр?й Бутъ Ярема Бутенко Семен Буть Иванъ Бутенъко СОТЪНЯ ЖОВНИНСКАЯ Радко Бат?ч?нко Курило Буть Петро Бутенъко Яцко Руи СОТЬНЯ МАКСИМОВСКАЯ СОТЪНЯ САВАРСКОГО СОТНЯ КР?МЕНЧУЦКАЯ Демянъ БутЬка Гаврило Бутокъ Васко БутЬка Гаврило Буть Костя Буть Костя Буть Васко Буть сотъня ПОТОЦКАЯ СОТЪНЯ ВОВЧЕНКОВА Степан Буть Хведор Бутъ Иван Бутъ Михайло Бут СОТНЯ ОМЕЛНИЦКАЯ СОТЪНЯ КУЛАКОВСКОГО Юрко Буть СОТЪНЯ ОСТРОВСКОГО Федор Бутов зять СОТЪНЯ МИКИТИНА Иван Буть СОТЪНЯ САВИНА СОТЪНЯ ГОЛТВИНСКАЯ Лукян Бут Иван Буть Иванъ Буть Курило Буть Яцъко Бутенко СОТНЯ ОСТАПОВСКАЯ Илеика Бут А. Яцко БутнЬкъ СОТЪНЯ МОШЕНСКА Мартин Бутко Иван Бутенко Омелко Рева Дацъко Бут?нко Иляшъ Бут Сахъно Бутенко ПОЛЪКЪ КРОПИВЕНСКИИ Курыло Бутъ
СОТЪНЯ ДЕМСКАЯ СОТЪНЯ БОГУШКОВА СОТЪНЯ АРКЛИИСКАЯ СОТНЯ ЗОЛОТОНОСКА Прокопъ Бут Васко Бут сотъня ОРКЛЬОВСКА Иванъ Бут Ф?дор?нъко Малай Бутъ Иванъ Бутъ Грышъко Буть СОТЪНЯ ДОМОНТОВСКАЯ СОТЪНЯ АРКЛИЕВСКАЯ АнъдрЬй Бутенъко Васко Бут Отасинскии Романъ Бутенко Иванъ Бутенъко Харко Бутенко сотъня ОРЖИЦЪКАЯ СОТЪНЯ ПЕЩАНСКАЯ Феско Буть Савъка Бутовъ брат СОТЪНЯ ЯБЛОНОВСКАЯ ПОЛЪКЪ ПУЛЪТАВСКИИ АнъдрЬй Буть Иванъ Б уток СОТЪНЯ ПИРАТИНСКАЯ Степанъ Бут АнъдрЬй Бут Данило Бутъ СОТЪНЯ ПИРАТИЯСКАА сотня ПЕТРАШОВА ПУЛТАВСКАЯ СОТЪНЯ ЧОРНУШИНСКАА Амалаи Буть сотня ЧОРНУШИНСКАЯ Федор Бут СОТЪНЯ ГОРОДИИСКА сотня ОКСЮТИНА ПУЛТАВ. СОТЪНЯ ЖУРАВСКАЯ Гринецъ Буть СОТЪНЯ КУРЬНСКАА СОТНЯ ZЬНКОВСКАЯ Иванъ Бут Васил Буть Степан Бутенко Феско Бутъ Сидор Батура Лавринъ Бут?нко Петро Буть ПОЛЪКЪ ПУЛЪТАВСКИИ Процик Бутченъко СОТНЯ КОВАЛЕВСКАЯ Бажань Бут Олекса Бутко СОТНЯ КОБЕЛЯЦКАЯ Иванъ Бутъко Федоръ Бут сотня БАЛАКЛЫИСКАЯ Дмитро Бут?нко Яцко Бутъ СОТНЯ 3 ОПУШЛОЕ Олекса Бутенко Жаданъ Буть Васил БУТЬ Кондрат Бутенко СОТНЯ ВЕПРИЦКАЯ СОТНЯ БОГАЦЪКАЯ Иванъ Бут Грицко Буть Яцко БУТЬ Карпъ Бут Басил Буть СОТНЯ БОРЪКОВСКЛЯ СОТНЯ ГАДЯЦКАЯ Юско Бут Иванъ Буть Степанъ БУТЪ Грицко Будискии СОТНЯ КУЗИМЬНСКАЯ Грицко Бутъ Микита Бут?нко Илляшъ Сер?д?нко Будинскии СОТНЯ БОРКОВСКАЯ сотня КНЫШОВСКАЯ ОД ГАДЯЧОГО Иванъ Бут Иванъ Бут Гриценко Богдан Рева Конъдрат Бут В XVI веке Донец на всем своем протяжении стал местом казачьей вольницы и постоянных кровавых стычек с 'ордынцами-татарами'. Иногда здесь находили укрытие люди, провинившиеся перед царем. Так, у С.М.Соловьева упоминаются факты, когда путивльские казаки Левон Бут с товарищами, замешанные в деле ограбления крымского гонца 'весновали на Донце'. Султан и крымские ханы бесконечно жаловались царю и просили унять своих казаков. Однако, для большинства семей и родов в тех местах служба в казаках была единственным доходным и не очень обременительным делом. Для 7500 дворов с минимальным составом семьи 5 человек выставить пару тройку тысяч взрослых мужчин для военной службы, приносивших стабильный доход для семей реестровых казаков, было не сложно. Поэтому позднее казачьи отряды могли насчитывать до 20000 -40000 человек, а сокращение численности реестровых казаков приводило к бунтам т.к. серьезно ухудшало 'экономическое положение' 'украинцев'. После 1657 года казачий атаман Выговский, ведя сложную политическую игру, отправил в Москву Ю. Миневского и Е. Коробку хлопотать об утверждении царем выбранного народом гетмана. Послы должны были объявить в Москве о том, что поляки склоняют Малороссию к Польше, но что гетман не внимает на это и пребудет верным Москве. В то же время гетман отправил некоего казака Бута, который не мог быть в этом тонком деле случайным человеком, к хану в Крым, изъявляя ему полную дружбу и желание войти в сношение с ним. Положительно, было нечто серьезно связывающее исстари крымчаков-тартар и род Бута! В 1663 году московский воевода на Украине снова упоминает и казака Павлюка и жителя Нового-Константинова казака Бута с ватагой. Но уже в 1712 году упоминается в Полкъ Лубенском только Гарасимъ Бутъ, сотникъ наказн?й чигриндубровск?й, зъ товариствомъ. Чем реальнее переход Запорожья к Московской Руси, тем все меньше Бутов оказывается на левобережье. После Андрусовского перемирия 1667 левобережные сотни Чигирина отошли к Миргородскому полку, правобережные остались в Польше. На чьей же стороне остались Буты? Взглянем на Реестр 1756 года и увидим разницу против, хотя бы, 1649 года :
Реестр Запорожского войска Батуринский курень - 316 казаков Брюховецький курень - 274 казаков Харько Хрибут Оноприй Будид Васюринский курень - 468 казаков Ведмедивськый куринь - 399 козаков Величковский курень - 358 козаков Вышестеблиевский курень - 205 козаков Деревянковский курень - 262 козака Джереливский курень - 267 козаков Донськый курень - 199 козаков Дядькивськый курень - 311 козаков Иванивськый куринь - 439 козаков Левко Бат Иван Бут Ирклиевськый курень - 468 козаков Канивськый курень -599 козаков Коренивскый курень - 398 козаков Калниболотськый курень - 263 козак Иван Бут Корсунский курень - 407 козаков Василь Бут Минськый курень - 441 козак Киндрат Карабут Пашкивскый курень - 280 козаков Игнат Корабутенко Полтавськый курень- 514 козаков Иван Карабут Платнировськый курень - 297 козака Карпо Карабут Тымошивськый курень - 338 козакив Мыхайло Бут Уманськый курень - 247 козаков Мыхайло Жарабут На семь тысяч казаков осталось лишь пяток Бутов, да столько же неких Карабутов добавилось, да странный ЖараБут-ЯриБут с Хрибутом объявились. Карабуты - это жители местечка Карабутан, от которой осталось в наше время в воронежской области пару поселений - Верхние и Нижние Карабуты. У села Нижний Карабут сохранились руины крепости Хазарского каганата, существовавшей в IХ-Х веках. По иудейски '`orebh' значит 'черный' и синоним слов ra'-vn, korax, Corvus corax т.е. Ворон или Кор-Бут, Кары-Бут. Североафиканский вояж вандалов породил фамилию Мор-МарБут с тем же смыслом 'Черный-Подземный' и подтекстом 'Темный-Неясный-Непонятный' и даже 'Смерть-Ореб-Эреб'. Корибуты же литовско-русские, хотя, возможно, тоже имеющие и хазарские корни, довольно рано появились на службе русского царя с сохранением нобильского статуса в современном дворянстве, чего не скажешь об остальных родах. Буты до конца пытались отстаивать 'незалежность' 'Обеих Берегов' как от Москвы так и от Варшавы, старались привлечь на свою сторону старинных побратимов Тартарии, для чего не раз отправлялись в Крым. Сегодня моих 'ЕриБутов' мужеского пола осталось на всю славянскую Европу чуть более полудюжины. Примерно, та же ситуация с бутадами остальных фамилий. Серьезно поубыло! А некогда было по-иному. О яфетической природе слова 'Buta' писал ещ Н.Я. Марр, но эта его работа остается пока недоступной. Сия фамилия бытует на Украине и в виде младших вариантов Бутко, Бутенко. Естественно, что среди фамилий 'казаков' украинского Нового Села в первой половине 19 века осталась только : Бут. У белорусов в тоже время упоминается занятный казак с ордынским прозвищем - Бут Гуса?м Вас?ль. Бут был и остался вечным эпонимом воина-христианина, крестьянина- крестоносца. Но вернемся к царю-пастуху Павло Буть. В 1620- Однако, возле Павлюка снова собрались выписчики и запорожцы с которыми он и отправился (в начале 1637 года) в помощь крымскому хану Батыр-Гераю против буджаков. Исход войны был в пользу хана, благодаря мужеству Павлюка и запорожцев, которые 'в малом числе победили и в прах обратили многочисленного неприятеля'. В К тому времени, в Запорожье обстановка сложилась не простая. Польский король Владислав IV и магнат-гетман Микола Потоцкий делали все, что-бы кнутом и пряником усмирить и подчинить себе украинских казаков. Павло Бута с двумя сотнями своих людей захватывает власть в Сечи, которая обосновывается в Микулином Рогу. Он рассылает грамоты, в которых чаще всего пишется, что 'Всякий, хто побажа? бути козаком, не може бути примушений до п?дданства панам'. Он предостерегает поляков от нападения на казаков и их семьи, предлагает жить в мире как братья по вере. В середине 1637 года Павло Бута избран Гетманом войска Казацкого, Запорожского. Войсковым писарем был еще Стефан Добринский, а не Богдан Хмельницкий. Реестровое казачество было в подчинении польского короля. Стыдно сказать, но именно потомок основателя 'казацкого ордена', Иеремия Вишневецкий, сделал все для жестокого подавления восстания 'нереестрового казачества'. Повстанцы легко прошли до Чигирина. Павел Бута вел переговоры о помощи со соим старым знакомым, ханом крымской орды, и, к несчастью, задержался там, когда поляки уже вывели к Роси 6 тыс. коронного войска и 10 тысяч союзников. Повстанцы были плохо вооружены и отрезаны от Павлюка рекой, на которой начался ледоход. Действия поляков против казаков Бута были успешными, но война продолжалась и поляки подкупили колебавшихся казацких старшин, убедивших Бута пойти на переговоры. Благодаря предательству, Бута и несколько других лидеров восстания были схвачены польскими жолнерами и должны были быть отправлены в Вашаву. Там, на заседании сейма, первоначально хотели одеть на голову казацкого гетмана-нобиля раскаленную корону, а в руки ему дать раскаленную же булаву. Хотел, мол, самостийного украинского гетманства, так вот оно тебе. Но Потоцкий, вопреки обещанию отправить его в Варшаву, велел отрубить Павло голову и потом труп посадить на кол (февраль 1638). Гетманом казаков стал поляк Адам Кисиль, а войсковым писарем Богдан Хмельницкий. Именно Адам Кисиль ручался в безопасности Буты во время переговоров о условиях сдачи повстанцев полякам у местечка Боровицы. Интересно начинал свою карьеру Хмельницкий, но еще удивительнее продолжал. В апреле Польский мятеж 1863 года не был достаточно поддержан ни в Малороссии, ни в Белоруссии. Именно тогда небольшой группой польской интеллигенции, проживающей в Малороссии, был написан 'гимн Украины', до сих пор выполняющий роль одного из символов независимой Украины. Это был именно коллективный труд, сначала приписываемый Шевченко, а впоследствии его единственным автором был назван Павел Чубинский. Но реально его писали Николай Вербицкий, перед этим переведший 'Еще Польска не згинела' на украинский язык ('Маты Польща не загынэ, доки ми живемо'), Тадей Рыльский (прятал свое чересчур польское имя и фамилию под псевдонимом Максим Черный), Павлин Свенцицкий (псевдоним Павел Свой), Павел Житецкий и Иван Навроцкий; ну, естественно, и сам Чубинский. Один из первых вариантов гимна звучал так: Ще не вмерлы Украины ни слава, ни воля, Однако, Тадею Рыльскому и Павлину Свенцицкому, родственников которых от младенцев до старцев вырезал Павел Бут (Павлюк), не понравилось упоминание о нем, и Тадей Рыльский предложил иной вариант: Странное положение элиты ордынцев-'малороссов' сохранилось навсегда - вроде бы это РДК 6, но всегда вынесены в отдельную часть. Шестая РДК - древние благородные дворянские рода, подтверждающие свою принадлежность к дворянскому сословию в течение не менее ста лет до момента издания жалованной грамоты (1785г.) Достаточно посмотреть на их дворянские списки. Фамилии дворянских родов, внесенные в РДК Харьковской губернии (из числа генеральной старшины и полковников войска Малороссийского до 1764 года.)
Бутовичи Бутримовы Гоголи Капнисты Милорадовичи Оболонские Полуботки Палеи Радищевы Сагайдашные Хмельницкие
| |||
|
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов |